Новости

Андрей Александров, ректор Чувашского государственного университета, об отказе от Болонской системы:

«Полагаю, что причиной пересборки системы высшего образования стали не только экономические вызовы, с которыми мы столкнулись, но и назревшая необходимость пересмотра вектора развития с учетом плюсов и минусов двадцатилетнего периода работы вузовского пространства в рамке Болонского процесса.

Подготовка инженеров в последнее время существенно усложнилась, ведь современный специалист должен хорошо знать не только конструктив (— как выражаются инженеры, „железо“, но и „цифру“, уметь программировать очень сложные объекты. А это предполагает наличие у будущего инженера совершенно новых дополнительных компетенций.

Модернизированная образовательная программа призвана решать эти новые задачи, и нормативный срок обучения должен быть больше, чем сейчас, и составлять, как минимум, пять лет.

Речь не идет о ликвидации бакалавриата и магистратуры и тотальном внедрении специалитета. Просто пришло время обсудить в экспертном сообществе с обязательным участием работодателей вопросы пересборки образовательных программ, новые форматы организации учебно-научного процесса.

В ЧувГУ 50 процентов студентов-очников уже обучаются на пяти- и шестилетних программах специалитета. Это будущие врачи, фармацевты, инженеры-строители уникальных зданий и сооружений, IT-специалисты в сфере компьютерной безопасности.

Если говорить об участии в Болонском процессе зарубежных стран, то большинство из них никогда не входили в Болонскую систему, но нормально с ней сосуществуют и развивают собственные системы образования, в том числе Китай, Индия, США.

Я бы отметил актуальность открытости, гибкости отечественной системы образования. Должен действовать принцип академической мобильности студентов, который подразумевает возможность изменения траектории обучения, возможность попробовать себя в другом университете: зарубежном или отечественном.

Кстати, в последнее десятилетие студенты Чувашского госуниверситета ежегодно пользовались возможностью пройти семестровое или годичное обучение в разных университетах.
Мобильность преподавателей, исследователей российских университетов — необходимая составляющая будущей национальной образовательной системы. Имею в виду создание межвузовских научных лабораторий, системы стажировок и временных академических контрактов на работу в других вузах. Это в полной мере относится и к зарубежным университетам-партнерам. И практика организации таких форматов есть у Чувашского госуниверситета. Несколько лет мы реализуем с Ереванским государственным медицинским университетом имени Мхитара Гераци (Армения) не только программу студенческих академических обменов, но и проекты „Гостевой профессор“ и „Гостевой доцент"“.

Процесс реформирования, безусловно, будет достаточно плавным, и будущие абитуриенты смогут вовремя сориентироваться в меняющейся реальности, ведь образование — чрезвычайно чувствительная сфера, требующая тонкой настройки, что диктует необходимость обстоятельного обсуждения путей трансформации на самых разных дискуссионных площадках. Будем совместно с ведущими специалистами в сфере образования, учеными, представителями бизнеса вырабатывать оптимальные решения».